В вопросах раннего обучения детей английскому языку не стоит опасаться бежать впереди паровоза! Здесь невозможно поторопиться, но вполне реально опоздать. И если у родителей есть условия начать ранее, так называемое с пеленок, младенческое, обучение, почему бы и нет? При этом огромное значение имеет методика преподавания, от нее зависит, насколько успешно ребенок освоит иностранный язык и полюбит обучение вообще.
Учим английский с песнями! Методика преподавания для самых маленьких
Два занимательных факта говорят о безграничных возможностях мозга, особенно у детей:
- ребенок считает родным тот язык, который услышал первым, нет никакой генетической памяти;
- дети в двуязычной семье легко переключаются с одного языка на другой и при этом не путаются.
Дело в том, что ребенок рождается без какой-либо принадлежности к языку, и он одинаково с нуля уверенно освоит язык той среды, куда его поместят - русский, украинский, английский, мир глухонемых или животных. За такое умение отвечает универсальный языковой код, механизм, который изначально заложен в мозгу.
Кстати! Благодаря тому же механизму, ребенок может параллельно учить два и более языка, не путая их!
Таким образом, лингвисты поддерживают теорию раннего обучения английскому, говоря, что начинать можно с первых же недель жизни младенца, и это определенно принесет плоды. Мозг готов к этому, он воспринимает звуковой образ слова с рождения. Чем раньше начнутся уроки, тем естественней ребенок будет воспринимать второй язык и тем легче его выучит.
Другой вопрос, что чаще всего подключение иностранного начинается в два-три года, когда легче получить отклик на обучение и контролировать усвоение материала, либо в школе, если родители сами не обладают необходимыми знаниями.
Особенности преподавания детям, или почему именно музыка
Педагоги рекомендуют до наступления школьного возраста использовать только игровые методики обучения. Это связано и с физическим, и с психоэмоциональным состоянием ребенка, развитием мозга, его способностью переносить нагрузки, умением концентрироваться.
Важно! 7 лет – оптимальный возраст для плавного перехода от игры к обязанностям и роли ученика.
Поэтому обучение английскому ребенка до 7-8 лет должно проходить исключительно в игровой форме. Игра – это не просто развлечение, через нее ребенок познает мир, знакомится с предметами, узнает цвета, счет, формы, фактуры. И идеально, если английский также включить в игру. Тогда обучение будет проходить естественным образом, незаметно, но уверенно.
Нейролингвисты и психологи дополняют рекомендации педагогов и предлагают, в том числе, песни на английском как методику преподавания.
Согласно исследованиям на аппарате МРТ, во время прослушивания музыки у человека задействованы практически все участки мозга, в то время как при чтении, разглядывании картинок, повторении, заучивании лишь их определенное количество. Если ребенок при этом подыгрывает на музыкальных инструментах (конечно, в силу своих способностей) или подпевает, его мозг работает намного эффективнее. Таким образом, обучение английскому языку через песни считается одним из самых результативных и полезных в плане развития мозга и укрепления нейронных связей.
Песни как обучающий материал
Из песен в плане обучения английскому ребенок может вынести правильное произношение, лексику, грамматическое конструкции, интонацию.
Нет строгих методик изучения английского через песни, если речь идет не о коррекции, а о приобретении новых знаний. Родители, в первую очередь, должны ориентироваться на реакцию ребенка и так нарабатывать собственную методику.
Но есть несколько ключевых моментов дошкольного обучения.
Ребенок ни в коем случае не должен различать уроки и игру, для него все должно быть веселым, развлекательным, познавательным. Мама просто включает песни на английском, сначала как легкий фон, потом немного подпевает музыке, обращая внимание малыша, что это интересно, и он может присоединиться.
Важно! Если ребенку не интересно сейчас, можно предложить, не настаивая, через полчаса, у детей подвижная психика, и они легко переключаются.
Ребенок воспринимает все на слух, поэтому он неизбежно будет ошибаться, что-то путать, не запоминать сразу. Родителям критично важно не давить в этот период постоянными поправками, повторениями, исключить слова «запомни», «надо так», «неправильно». Обязательно хвалить малыша за любые достижения, показывать, как окружающие гордятся его способностями.
Пусть малыш из нескольких простейших песен вынесет лишь «о» и «а» в нужный момент, но ведь это тексты простейшие для взрослого, подготовленного человека. После того, как песня стала хорошо известна, можно начинать подсказывать отдельные слова, четко произносить их, делая акцент на артикуляции. Например, проговаривать «хэллоу», «рэд», «сан», при этом показывать цвет или предмет на знакомой малышу вещи, мягко повторяя – «красный», «солнышко».
Если ребенок окажется визуалом, т.е. воспринимающим информацию глазами, именно песни помогут освоить иной тип получения знаний и сбалансировать работу полушарий ГМ.
Любые самостоятельные, даже случайные попытки ребенка говорить на английском должны активно поддерживаться, поощряться. Родители должны показать свою вовлеченность и дать обратную связь. Так, ребенок будет думать, что песни – это развлечение, возможность поиграть с мамой, попеть вместе, но на деле будет проходить постепенная наработка лексики и произношения.
Какие песни выбрать для изучения английского
При подборе песен ориентироваться, конечно, надо на ребенка – его возраст, потребности, особенности. Для совсем маленьких, кому еще нет и двух лет, достаточно простейших песенок с парой-тройкой фраз, например, привет, пока, мои друзья, мама-папа-ребенок. Дети, которые уже начали изучать цвета, животных, счет на родном языке, могут параллельно слушать английские песни с таким же перечислением.
Важно! Родители должны показывать на каждое слово ребенка соответствующую картинку, чтобы закрепить знания.
Песни для детей 5-6 лет рассчитаны на запоминание лексики и отдельных фраз, например, давай дружить /играть вместе, идем гулять, привет, как дела? Здесь роль родителей неоценима – надо расшифровать незнакомое слово, подсказать его значение, выделить смысловую конструкцию. Затем, когда школьник освоит письмо, научится искать информацию, работать со словарем, можно продолжать обучение на популярных известных песнях для взрослых и подростков. Вероятно, ребенку там потребуется помощь в расшифровке невнятно произнесенных слов и пояснении смысла песни.
Плюсы в изучении английского через песни очевидны:
- для ребенка привлекательны мотив, веселый голос певца, поэтому уроки не будут скучными;
- расширяются методы познания окружающего мира;
- воспитание эстетического вкуса, развитие гуманитарного склада мышления;
- ребенок чувствует тесный контакт с родителями, занимаясь одним делом.
Мозг человека хорошо изучен с точки зрения физических характеристик, но малоизвестен своими возможностями. Именно поэтому никогда не стоит думать, что ребенку еще слишком рано учить английский или что-то еще. Если методика выбрана правильно – обучение вызывает интерес и приносит удовольствие ребенку, то нет преград для раннего образования!